15 июня студенты 2 курса Высшей школы сервиса и экономики Санкт-Петербургского государственного политехнического университета Петра Великого, осваивающие специальность «Товароведение», сдали зачет по практическим занятиям.
В рамках практических занятий будущие работники сферы торговли и услуг в течение трех месяцев осуществляли мониторинг торговых сетей на предмет соблюдения продавцами законодательства в сфере защиты прав потребителей. «Практику» принимал Всеволод Вишневецкий, председатель Санкт-Петербургской общественной организации потребителей «Общественный контроль».
Для реализации практических занятий было создано 12 групп по два человека. Каждая группа студентов проверяла три магазина в течение трех месяцев. Причем, выбранные для проверки магазины в каждой группе проверялись каждый месяц. Это необходимо для того, чтобы по завершении практики составить рейтинг магазинов и сделать выводы, насколько добросовестно и оперативно работники торговли устраняли замечания общественных контролеров.
Перед практикантами была поставлена задача выявлять на прилавках товары с истекшим сроком годности, товары без ценников или с неправильно оформленными ценниками, товары без маркировки или с ненадлежащей (не полной) маркировкой, проверять температурный режим хранения скоропортящихся товаров, правила выкладки молочной продукции, вина, выявлять нарушения правил товарного соседства, санитарных условий реализации товаров.
Все замечания фиксировались на смартфон, затем информация о выявленных нарушениях оформлялась в виде акта проверки и направлялась через портал «Госуслуги» в Управление Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу для принятия мер в отношении нерадивых продавцов.
В результате практических занятий было проверено 36 магазинов в 7 районах Санкт-Петербурга, выявлено 267 нарушений, направлено 24 обращения в Управление Роспотребнадзора по г. Санкт-Петербургу. По итогам административных расследований надзорный орган вынес 14 Предостережений торговым сетям, среди которых «ОКЕЙ», «Лента», «Перекресток» и другие.
Студенты, защищавшую свою «практику», подготовили презентации о проделанной работе с подробным анализом выявленных нарушений, рассказали о взаимодействии с Роспотребнадзором.
Как отметили студенты, после проведения повторных проверок магазины часто исправляли нарушения, выявленные в ходе первой проверки. Это говорит о том, что механизм общественного контроля работает. А Роспотребнадзор сегодня может вынести нерадивым продавцам только предостережения – внеплановые проверки до конца года приостановлены. Исключение: угроза жизни, здоровью и имуществу граждан.
Несмотря на то, что заветный зачет получили все участники практики, отдельные студенты, добившиеся наилучших результатов, были отмечены поощрительными подарками от СПБ ООП «Общественный контроль» - фирменными кружками с логотипом газеты «Петербургское качество». Практические занятия на «отлично» выполнили шесть студентов 2 курса: Виктория Ткачева, Ольга Николаева, Евгения Мусатова, Анастасия Васильева, Артем Филиппов и Илья Яструб.
После окончания зачета по «практике» доцент Высшей школы сервиса и экономики Санкт-Петербургского государственного политехнического университета Петра Великого, к.т.н. Ирина Асфондьярова выразила пожелание о продолжении сотрудничества между вузом и «Общественным контролем», направленным на обучение студентов практическим навыкам в сфере общественного контроля за соблюдением правил торговли и прав потребителей.