«ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ» ОТМЕТИЛ ЭТОТ ДЕНЬ ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЕЙ В «ИНТЕРФАКСЕ»
И такой День есть в нашем календаре.
Вряд ли можно считать его праздником, однако вспомнить о своих правах в этот день очень даже нужно, ведь они в последнее время нарушаются чаще, чем нам бы этого хотелось.
Сначала немного истории. Впервые о правах потребителей заявил президент США Джон Кеннеди.
Выступая перед конгрессом теперь уже недружественной нам страны в 1962 г., он озвучил четыре основных права потребителя:
- Право на информацию
- Право на безопасность
- Право на выбор
- Право быть услышанным
Позже были провозглашены еще четыре права потребителя:
- Право на возмещение ущерба
- Право на здоровую окружающую среду
- Право на потребительское образование
- Право на удовлетворение базовых потребностей
С тех прошло более 60 лет. Права потребителей во всем мире, действительно, приобрели большое значение, в т.ч. и в СССР, где в 1991 г., хоть и со значительным опозданием, но все же был принят закон «О защите прав потребителей». Правда этот нормативный акт просуществовал всего полгода – советская империя распалась уже в декабре того же года. Но зато уже в феврале 1992 г. Верховный совет РФ принял новый, уже российский Закон «О защите прав потребителей», который был калькой советского. В прошлом году этот нормативный документ отметил свой 30-летний юбилей.
С тех пор чуть ли не ежегодно в Закон РФ «О защите прав потребителей» вносились изменения и дополнения, призванные приспособить текст документа к меняющимся экономическим реалиям.
Последние серьезные поправки в Закон были внесены в прошлом году, когда 1 сентября вступила в силу новая редакция статьи 16, которая содержит перечень недопустимых условий договоров, ущемляющих права потребителей. Теперь, если включение в договор таких условий причинило гражданину убытки, продавец обязан возместить их в полном объеме.
Всего в Законе в качестве недопустимых названы 13 условий, ущемляющих права потребителей.
В перечень недопустимых условий, например, вошел пункт о праве на одностороннее изменение условий договора или на отказ от его исполнения, который часто встречается в договорах с кредитными организациями или в договорах об оказании услуг связи. Недопустимым также объявлено положение об обусловливании приобретения одних товаров или услуг обязательным приобретением других. Это происходит, например, когда банк увязывает выдачу кредита с заключением договора личного страхования.
Недопустимо ограничивать потребителя в средствах и способах защиты нарушенных прав. Недопустимой практикой также признано оказание дополнительных платных услуг без получения согласия потребителя.
Вводится запрет принуждать потребителя к предоставлению персональных данных под угрозой отказа от сделки в случаях, когда предоставление таких данных не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Теперь закон запрещает включать в договор условия, которые ограничивают право потребителя на свободный выбор территориальной подсудности споров и устанавливают для потребителя штрафные санкции. Кроме того, исполнитель теперь не может ограничить право потребителя на выбор способа и формы оплаты товаров или услуг.
Договор будет признан ничтожным, если будет включать условия, которые содержат основания досрочного расторжения договора по требованию продавца, не предусмотренные законом, или условия, уменьшающие размер законной неустойки.
Согласно новым правилам, недопустимы условия, ограничивающие право выбора вида требований, которые могут быть предъявлены продавцу (изготовителю, исполнителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) ненадлежащего качества.
Продавец также не вправе включать в договор условия, которые устанавливают обязательный досудебный порядок рассмотрения споров, если этот порядок не предусмотрен законом. Например, такие требования обязательны в спорах, вытекающих из договора перевозки пассажира, багажа и груза, из договора реализации туристического продукта, договора предоставления услуг связи.
Роспотребнадзор заявляет, что предусмотренные законом изменения особо значимы в текущих условиях, когда потребитель становится более уязвимым перед недобросовестными экономическими агентами и в связи с этим нуждается в дополнительной защите. Однако закон приносит пользу потребителям в двух случаях: когда люди о нем знают и умеют им пользоваться, защищая свои права, а также, когда государство надзирает за соблюдением исполнения законодательства со стоны предпринимательского сообщества, пресекая противоправные действия нарушителей. А вот здесь не так все хорошо, как нам бы хотелось: с марта прошлого года действует мораторий на плановые и внеплановые проверки бизнеса, в т.ч. в сфере потребительского рынка и защиты прав потребителей. И, как говорит наш Президент, «пожалуйте бриться!».
Надзорным органам, в т.ч. Роспотребнадзору и Россельхознадзору, теперь запрещено проводить проверки даже по жалобам граждан, если, правда, нет прямой угрозы жизни и здоровью или очевидного риска причинения подобного вреда. И сегодня самая грозная мера, которую надзорные органы могут применить к жуликам и мошенникам, - объявление предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований. Это просто бумажка, на которую изготовители и продавцы, реализующие тот же фальсификат, просто не обращают внимания. А зачем реагировать, если ответственности нет!
В результате безнаказанность порождает вседозволенность, и полки российских супермаркетов уже ломятся от поддельных и некачественных продовольственных товаров. И никакой «Честный знак», которым обклеен весь молочный фальсификат, не гарантирует потребителю легальность происхождения продукции, о чем нам врут из всех утюгов чиновники и бизнесмены, которые в прямом смысле «греют руки» на новой системе цифровой маркировки (каждый такой уникальный «Честный знак», который они продают изготовителям, стоит 60 коп.). Или легальная продукция по версии Минпромторга может быть фальсифицированной?
Подводя итоги очередного Всемирного дня прав потребителей можно сделать следующие выводы. Права у нас, действительно, есть. Только защищать мы должны их теперь сами, без поддержки органов государственного надзора, надеясь на свое знание законодательства и судебную систему.