30 марта в административном правительственном центре «Невская ратуша» прошла конференция «Совершенствование системы защиты прав потребителей в Санкт-Петербурге. Использование передовых практик», выступил с докладом «Информирование как эффективный инструмент просвещения потребителей, защиты прав на приобретение товаров надлежащего качества, формирования потребительской культуры».
В зале было около 100 человек – сотрудники муниципальных образований, отвечающих за защиту прав потребителей, представители районных администраций, отвечающих за развитие потребительского рынка на местах, представители общественных организаций потребителей, профильных вузов, а также студенты – будущие товароведы и менеджеры в сфере сервиса, туризма и гостеприимства.
В своем докладе председатель СПБ ООП «Общественный контроль» Всеволод Вишневецкий рассказал о наиболее проблемных сегментах продуктового рынка: бутилированная вода, молочная продукция и мясные консервы, которые как раз сейчас проверяем. По этим товарам много обращений от потребителей. Жалобы подтверждаются результатами исследований «Общественного контроля»: каждая вторая упаковка пищевого продукта с маркировкой «ГОСТ» этому ГОСТу не соответствует. Количество фальсификата не снижается и даже растет. В частности, это подтвердил в своем выступлении директор СПБ ГБУ «Центр контроля качества товаров (продукции), работ и услуг» Павел Иванов: количество забракованных пищевых продуктов в 2021 г. составило 22%, а в прошлом году уже 32%! То есть, по данным ЦКК, каждый третий пищевой продукт на полке магазина – не качественный. И об этом говорит не общественная организация, а государственная.
«Честный знак», который сегодня стоит на всех упаковках воды бутилированной и молочной продукции, вводит потребителей в заблуждение, поскольку весь фальсификат обклеен этими знаками. Он не только не является преградой для поддельной продукции, но откровенно ее легализует, поскольку при сканировании цифрового кода, наклеенного на упаковку подделки, не происходит блокировки товара в системе «Честный знак», фальсификат становится товаром, «прошедшим проверку».
На конференции также выступили представители Высшей школы сервиса и торговли Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, которые рассказали об успешной реализации двух проектов, реализуемых совместно с СПБ ООП «Общественный контроль».
Доцент Ирина Асфондьярова сообщила о промежуточных итогах проекта «Я – потребитель», в рамках которого студенты проводят мероприятия по общественному контролю в супермаркетах Северной столицы, выявляют нарушения правил торговли, направляют материалы проверки в Роспотребнадзор для принятия мер, тем самым отстаивая интересы потребителей. В частности, на основании уже подготовленных 21 обращении Роспотребнадзор вынес предостережения о недопустимости обязательных требований в отношении 13 магазинов, среди которых «Пятерочка», «Дикси», «Магнит» и другие.
Студентка 2 курса Алиса Карпенко рассказала о промежуточных итогах другого совместного проекта «Скажи фальсификату «НЕТ!», в рамках которого студенты выявляют на прилавках некачественные пищевые продукты, направляют по этим фактам обращения в СПБ ГБУ «Центр контроля качества товаров (продукции), работ и услуг» для проведения независимой экспертизы, а также самостоятельно в учебной лаборатории проводят органолептическую и физико-химическую оценку некоторых продовольственных товаров.
Так, в марте студенты в рамках проекта «Скажи фальсификату «НЕТ!» исследовали 8 образцов мясных консервов разных торговых марок, приобретенных в магазинах города. Экспертиза показала, что ни один из образцов не соответствовал ГОСТу. Параллельно образцы исследовались в государственной испытательной лаборатории, которая пришла к таким же неутешительным выводам. Материалы проверки «Общественный контроль» уже направил в Роспотребнадзор для приятия мер.
Выступили на конференции и руководители общественных организаций по защите прав потребителей. Все они были едины в том, что потребители Петербурга нуждаются в дополнительной защите от недобросовестных действий предпринимателей, а городская власть не уделяет этому вопросу должного внимания. Комитету по экономической политике, инновациям и торговли Санкт-Петербурга, который выступил в качестве организатора конференции, было рекомендовано перенять опыт Республики Башкортостан, где система защита прав потребителей является одной из лучших в России. Это предложение уже внесено в итоговые документы конференции.