15 марта - Всемирный день прав потребителей

В этом году Международная организация Consumers International проводит этот день под девизом «Справедливый и ответственный искусственный интеллект для потребителей».  

Девиз Всемирного дня потребителей всегда учитывает глобальные проблемы, с которыми сталкиваются потребители во всем мире. В последнее время все чаще поднимается тема искусственного интеллекта и его влияния на жизнь простых людей.

Искусственный интеллект постоянно расширяет свое присутствие в разных сферах, в т.ч. интернет-торговле, офлайн-торговле, системах прослеживаемости продовольственного сырья и пищевых продуктов, используемых государственными надзорными органами, и других сферах.

13 марта министр экономического развития Максим Решетников на пленарной сессии «Искусственный интеллект – главная технология XXI в.» в рамках выставки-форума «Россия» заявил, что «общий уровень внедрения искусственного интеллекта в приоритетных направлениях экономики составил 31,5%».

Аплодируем министру, однако почему-то до сих пор искусственный интеллект не может эффективно противостоять проникновению на российский потребительский рынок поддельных пищевых продуктов отечественного производства. Полагаю потому, что любой искусственный интеллект бессилен против коллаборации отдельных чиновников и жуликов от пищевых производств, вступающих в "взаимовыгодное сотрудничество".  

Так совпало, что в этом году Всемирный день прав потребителей в России отмечается накануне выборов Президента РФ. Изучив опубликованные предвыборные программы претендентов, обратил внимание, что ни в одной из них не говорится о необходимости усиления защиты прав потребителей в России. Это свидетельствует о том, что кандидаты на высший государственный пост, по всей видимости, считают национальную систему защиту прав потребителей сформированной, права потребителей, в общем, защищенными и не видят необходимости для принятия дополнительных мер в этой сфере.

В то же время  публикуемые государственными надзорными органами отчеты не всегда столь оптимистичны и свидетельствуют скорее о необходимости усиления защиты прав потребителей, поскольку   количество нарушений в этой сфере в последние годы неуклонно растет.

Так, в 2023 году Управление Роспотребнадзора по г. Санкт-Петербургу приняло от потребителей 4279 жалоб на услуги торговли продовольственными товарами, что на 85,3% больше, чем в 2022 году. Это абсолютный рекорд прироста числа жалоб потребителей за последние 10 лет!

Эти сухие цифры говорят о том, что за прошедший год уровень защищенности потребителей не просто значительно упал, а круто обвалился.

Основная причина такого обвала – реформа надзорно-контрольной деятельности, которая длится уже около 5 лет. Апофиозом этой реформы стало введение моратория на проверки бизнеса в 2022 году, из-за которого изготовителей и продавцов пищевых продуктов, не соответствующих обязательным требованиям, перестали проверять и привлекать к административной ответственности в виде денежных штрафов и административного приостановления деятельности. Если до введения моратория нарушителей штрафовали на десятки и сотни тысяч рублей, то сегодня надзорные органы ограничиваются лишь направлением предпринимателям предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований.

В результате такой реформы надзорно-контрольной деятельности объемы нестандартной пищевой продукции за последние два года на полках торговых сетей выросли в 1,5-2 раза, а на объектах социальной сферы и того больше. За примерами далеко ходить не надо - они регулярно публикуются в газете "Петербургское качество", ее интернет-версии (http://petkach.spb.ru/expertizy), сайте "Общественного контроля" (https://spbkontrol.ru/) и других СМИ.

Тем не менее, с наступающим праздником, дорогие потребители! Постарайтесь весь своей накопившийся потребительский гнев заесть вкусными домашними блинами – благо Масленица семь дней гуляет!

Мы в социальных сетях

Независимая экспертиза в СПБ
Яндекс.Метрика