




Сегодня в административном комплексе Невская ратуша принял участие в первом в этом году заседании Координационного совета по вопросам защиты прав потребителей, который работает в городе с 2018 г.
В повестке дня были четыре вопроса:
- О защите прав потребителей в сфере оказания бытовых услуг;
- О деятельности Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения «Центр контроля качества товаров (продукции), работ и услуг» в сфере защиты прав потребителей;
- О развитии цифровых сервисов в сфере защиты прав потребителей в Санкт-Петербурге;
- О применении механизма общественного контроля как эффективной меры в борьбе с некачественными и фальсифицированными товарами в торговых сетях Санкт-Петербурга.
По первому вопросу выступила Марина Урванцева, заместитель начальника отдела защиты прав потребителей Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
В своем выступлении Марина Александровна осветила характер жалоб, поступивших от горожан в сфере оказания бытовых услуг. А жалоб становится все больше. Суды с недобросовестными исполнителями услуг по изготовлению мебели, например, могут тянуться годами. В результате потребитель получает возмещение, которое за время судебной тяжбы «съедает» инфляция.
Сервисные центры, ремонтирующие бытовую технику, часто привлекают клиентов низкой ценой, а потом требуют заплатить суму, сопоставимую со стоимостью нового товара, нарушают сроки ремонта, отказываются устранять недостатки. По своему опыту знаю, найти добросовестного мастера по ремонту чего бы то ни было – крайне не простая задача. Жуликов сегодня «пруд пруди». И никакого регулирования их деятельности сегодня нет. Из-за действия моратория на проверки и упразднения многих регуляторных механизмов потребитель остался один на один с «сервисом», который не редко «кошмарит» своих клиентов.
Начальник Центра контроля качества Александр Кузов рассказал, что каждый пятый проверяемый в лаборатории продовольственный товар не соответствует обязательным требованиям.
Представитель Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения «Санкт-Петербургский информационно-аналитический центр» Евгения Федорова убеждала собравшихся пользоваться различными цифровыми сервисами, на которые из бюджета города выделяются значительные средства. Упомянула и про цифровую маркировку «Честный знак», которая якобы защищает потребителей от некачественной продукции.
В своем выступлении «О применении механизма общественного контроля как эффективной меры в борьбе с некачественными и фальсифицированными товарами в торговых сетях Санкт-Петербурга» пришлось в очередной раз развеять мифы и про «Честный знак», который жулики также клеят на фальсификат, и про эффективность «цифровых сервисов», которые, как декабристы у Герцена, слишком «далеки от народа». Ну какой «цифровой сервис» наужен бабушке, которая не только не пользуется интернетом и смартфоном (которых у нее просто нет), но и до сих пор оплачивает покупки наличными, как в старые добрые времена (банковская карта для нее – инструмент «темный» и «не понятный»). Вот была раньше жалобная книга – можно было написать претензию магазину, не отходя от кассы. А теперь? Жалобную книгу упразднили с 2020 г., штрафы за ее отсутствие у продавца отменили. Говорят, пишите, бабуля, жалобу по электронной почте, указанную на сайте продавца, или на странице продавца в соцсетях… Совсем старость не уважают!
Рассказал о результатах последних исследований качества продукции, которые «Общественный контроль» проводит на базе Северо-Западной лаборатории ФГБУ «ВНИИЗЖ». Обратил внимание, что вопреки указанию Минпромторга от 26.03.2025 поддельное масло сливочное ТМ «Молочные угодья» (ООО «Лав продукт», Московская обл.) до сих пор лежит на прилавках торговых сетей, например «Дикси». «А нам никаких указаний от руководства не поступало», говорят продавцы и дальше торгуют маслом без молочного жира под видом «ГОСТ», увеличивая на него цену. Еще 7 мая, меньше месяца назад, фальсификат ТМ «Молочные угодья» 82,5% стоил 160 руб. за пачку, а сегодня уже 200 руб.! Это сделано, видимо, для того, чтобы разница между стоимостью натурального масла и подделки была менее заметной. Маркетинг!
Получается, власть сегодня торговым сетям не указ: «Дикси» продолжает торговать фальсификатом ради своей выгоды, несмотря на предупреждение. Обратил еще раз представителей Смольного на этот факт. В ответ Елена Подгорная начальник управления Комитета по промышленной политике, инновациям и торговли в решение Координационного совета включила вынесение этого вопроса на КОМИССИЮ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПРОДУКЦИИ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ, которую возглавляет губернатор А.Д. Беглов.
В конце выступления обратил внимание членов Координационного совета на снижающийся рейтинг Санкт-Петербурга по уровню защищенности потребителей. Сегодня наш город по этому показателю занимает 15 место, уступая даже Омской и Амурской областям. Причина, на мой взгляд, в отсутствии государственной политики в сфере защиты прав потребителей и слабое взаимодействие с общественными организациями, вернее, ее отсутствие. В этой связи петербуржцам ничего не остается, как только повышать свою потребительскую грамотность, не терять бдительности и не давать жуликам разных мастей ни малейшего шанса.