Цель проекта «Я - потребитель»: осуществление общественного контроля за соблюдением прав потребителей предприятиями розничной торговли Санкт-Петербурга силами студентов Высшей школой товароведения и сервиса Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого.
Задачи проекта «Я - потребитель»: организация внеплановых проверок Управлением Роспотребнадзора по г. Санкт-Петербургу предприятий розничной торговли по фактам выявленных студентами нарушений.
В проекте 2017 г. участвовало 34 студента II и III курсов, обучающихся по направлению «Товароведение». Cформировано 10 рабочих групп, работавших в разных районах Санкт-Петербурга.
Всего было проверено 221 магазин в 10 районах города.
По результатам исследования качество услуг торговых предприятий оценивались по 100-балльной шкале:
100-91 балл — отлично (нарушений практически не выявлено)
90-81 — хорошо (незначительные нарушения)
80-71 — удовлетворительно (значительные нарушения)
70 и ниже — неудовлетворительно (выявлены грубые нарушения).
Магазины, получившие самые низкие оценки рейтинга
Район |
Наименование |
Фактический адрес |
Баллы |
Невский |
Реалъ |
ул. Венская, 4/2 |
70 |
Центральный |
Лайт |
наб. реки Фонтанки, 50 |
37 |
Московский |
Ашан |
Пулковское шоссе, 25, к. 1 |
69 |
Калининский |
Семишагофф |
ул. Вавиловых, 19 |
67 |
Выборгский |
Продукты 24 |
Лесной пр., 61, к.3 |
38 |
Петроградский |
ИдеЯ |
Чкаловский пр., 15 |
69 |
Красно-гвардейский |
Народный |
пр. Косыгина, 21/ 1 |
57 |
Приморский |
Продукты 24 |
Коломяжский пр, 24 д |
34 |
Типичные нарушения, выявленные в сетевых магазинах:
v Наличие продуктов с истекшим сроком годности; из-за широкого ассортимента товаров не всегда персонал успевает отследить товары с истекшим сроком годности и вовремя снять их с реализации;
v Из-за отсутствия специальных помещений для хранения товаров, или их недостаточной площади - часть товаров, при пополнении товарных запасов магазина размещается в торговом зале, что создает неудобства при перемещении покупателей;
v Очереди: из-за недостаточности узлов расчёта, найма неквалифицированного персонала, несовершенства оборудования и, как следствие, медленное обслуживание покупателей
v Частое изменение цен. Не всегда сотрудники оперативно заменяют ценники. Данная ситуация вводит покупателя в заблуждение;
v Зачастую маркировка продукции, произведённой (салаты, выпечка и др.), и/или расфасованной в магазине, содержит неполную информацию (отсутствуют данные об энергетической ценности (калорийности), составе, сроке годности, условиях хранения или др.) или неправильную информацию (встречаются ошибки в датах, несоответствие калорийности и кол-ва белков, жиров, углеводов и т.д.);
v Из-за больших площадей, сотрудники предприятия не успевают возвращать на места товары, оставленные покупателями по дороге к кассе
Типичные нарушения, выявленные в несетевых магазинах
- непрофессиональный подход к выкладке товаров и товаров и недостаточные знания относительно рационального использования экспозиционной и установочной площадей;
- продукция, упакованная в магазине имеет некорректную маркировку: без указания состава продукта, даты и времени изготовления, производителя и места нахождения производителя;
- Часто встречается нерациональная организация торгового процесса;
- площади магазинов зачастую имеют неправильную планировку, что приводит к неудобству нахождения необходимых товаров;
- нет грамотной вентиляции помещения: работа холодильников значительно повышает температуру в торговом зале, из-за этого находиться внутри становится некомфортно;
- если в магазине представлена алкогольная продукция, в большинстве случаев лицензия на неё отсутствует.