Наталья Башкетова: доля молочного фальсификата в Петербурге – 7%

Сегодня, 9 июня 2021 г., в Смольном прошло первое в этом году очное заседание Координационного совета по вопросам защиты прав потребителей при Губернаторе Санкт-Петербурга. Вел заседание вице-губернатор Максим Соколов.

 

Основным вопросом повестки стало качество и безопасность товаров и услуг, реализуемых в Санкт-Петербурге. Эта тема в последнее время приобрела особую актуальность. Так, проблема значительного увеличения доли фальсифицированной молочной продукции в предприятиях розничной торговли Санкт-Петербурга в конце апреля этого года была поднята на заседании Оперативного штаба по мониторингу и оперативному реагированию на изменение конъюнктуры продовольственных рынков Санкт-Петербурга.

Выступая сегодня в Смольном, главный санитарный врач Санкт-Петербурга, руководитель Управления Роспотребнадзора по г. Санкт-Петербургу Наталья Башкетова рассказала, что ежегодно ведомство проводит лабораторные исследования более 30 000 проб пищевой и непищевой продукции. В прошлом году по микробиологическим показателям было забраковано 3% проб пищевой продукции, а по физико-химическим показателям – 2,5%. При этом, отметила Н. Башкетова, на первом месте по фальсификации идет молочная продукция – 7% проб, т.е. каждая четырнадцатая упаковка молока, отобранная в магазинах города для проведения исследований.

Председатель Санкт-Петербургской общественной организации потребителей «ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ» Всеволод Вишневецкий в своем выступлении отметил, что удельный вес фальсифицированной молочной продукции на прилавках города вырос за последние полтора года. Так, из десяти упаковок пастеризованного молока разных торговых марок, проверенных «ОБЩЕСТВЕННЫМ КОНТРОЛЕМ»  в этом году в лаборатории Росстандарта, семь не соответствовали обязательным требованиям по физико-химическим показателям, в т.ч. пять образцов были разбавлены посторонним сырьем (молочной сывороткой), а в одном вообще молочный жир не был обнаружен. В результате проверки десяти  образцов ультрапастеризованного молока разных торговых марок оказалось, что в каждой второй пачке молочный жир был полностью замещен растительным. 

Причин роста объемов поддельной продукции на прилавках торговых сетей, по мнению В.Вишневецкого, две: регуляторная гильотина, сделавшая законодательное регулирование более либеральным, и последствия пандемии, затруднившие надзорным органам проводить проверки бизнеса. В этой связи на помощь органам государственного надзора должны прийти общественные организации потребителей, которые согласно ст.45 Закона РФ 2300-1 от 07.02.1992 г. «О защите прав потребителей» вправе проводить независимые экспертизы качества товаров и проверки предприятий, оказывающих услуги населению. Раз государственные органы, работая в рамках жестких регламентов, не могут убрать фальсификат с полок магазинов, значит им необходимо взаимодействовать с общественными организациями, что прямо предусмотрено Стратегией по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в РФ на период до 2025 г., утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 6 февраля 2021 г. № 256-р.

Среди приоритетов «Стратегия» называет «повышение эффективности существующих механизмов общественного контроля, формирование негативного отношения населения к потреблению контрафактной промышленной продукции», что невозможно без «координации усилий федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также общественных объединений и предпринимательского сообщества в части противодействия незаконному обороту промышленной продукции».

Подводя итоги обсуждения вопроса взаимодействия государственных органов исполнительной власти и общественных организаций потребителей, первый заместитель председателя Комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Александр Ситов предложил СПБ ООП «Общественный контроль» в ближайшее время провести отдельную встречу на базе СПБ ГБУ «Центр контроля качества товаров (продукции), работ и услуг», на которой обсудить возможность эффективного сотрудничества в области проведения лабораторных испытаний продовольственных товаров на безвозмездной основе по заявкам общественных объединений потребителей.   

Мы в социальных сетях

Яндекс.Метрика