Сливочное масло начали маркировать цифровым спецзнаком

Сегодня, согласно Постановлению Правительства РФ № 2099 от 15.12.2020 г., все молокопереработчики начали маркировать каждую единицу молочной продукции со сроком хранения более 40 суток специальным цифровым кодом Data Matrix, который еще называют «Честный знак».

 

В эту группу товаров попали сливочное масло, все молочные консервы (сгущенное молоко, сгущенные сливки), а также ультрапастеризованное молоко.

Если молочная продукция со сроком реализации свыше 40 суток выпущена до 01.09.2021, она допускается к реализации до окончания срока годности. Обязательной маркировке подлежит только та продукция, которая будет изготовлена, начиная с 1 сентября 2021 г.  

Еще раньше, с 1 июня этого года, под обязательную маркировку попали сыры и мороженое, а с 1 декабря текущего года цифровые коды должны будут наносить на весь «скоропорт» – продукцию со сроком хранения менее 40 суток: питьевое пастеризованное молоко, кефир, творог, сметану, творожные сырки и т. д.  

Код Data Matrix не надо путать со штрих-кодом или qr-кодом, которые также можно встретить на упаковках разных пищевых продуктов. Он имеет квадратную форму и размещается рядом с информацией о составе продукта. Если у вас есть смартфон, то считать информацию с кода Data Matrix вы сможете с помощью специального бесплатного приложения «Четный знак», которое можно скачать в электронном магазине приложений (Play Market или App Store). Однако информация, которая зашита в коде Data Matrix, будет полностью повторять информацию, размещенную на этикетке продукта.

- Информация, содержащаяся как на этикетке, так и в коде Data Matrix, формируется самим изготовителем, так что слепо доверять ей не стоит, - говорит Всеволод Вишневецкий, председатель Санкт-Петербургской общественной организации потребителей «Общественный контроль». - Более того, при получении кода Data Matrix отсутствует процедура государственной проверки качества товара.

Тогда для чего нужен этот цифровой код Data Matrix, который, кроме увеличения стоимости продукции (минимум на 1 рубль за каждую упаковку), потребителю не гарантирует качества товара (хотя именно стремлением защитить рынок от подделок Правительство РФ обосновывало введение новой маркировки)? Как утверждают сами молокопереработчики, которые понесли немалые затраты на внедрение системы маркировки «Честный знак», эта мера потребовалась государству для тотального учета всей молочной продукции, выпускаемой в стране, с целью увеличения налоговых поступлений в бюджет.

- Государство получит дополнительный доход, а мы, потребители, получим очередной рост цен на базовые продовольственные товары, качество которых вовсе не гарантируется, - считает Всеволод Вишневецкий. – Только в этом году наша организация выявила десятки поддельных молочных товаров в крупнейших федеральных и небольших торговых сетях.

Также потребители должны помнить: молочная продукция в торговом зале должна реализовываться отдельно от молокосодержащей продукции, в составе которой присутствуют растительные жиры. На полках с молочной продукцией должна быть крупная надпись «Продукты без заменителя молочного жира». Это касается не только молока, но и всех молочных продуктов. Так, например, сливочное масло не должно лежать на полке рядом со спредами и маргаринами, «молоко сгущенное цельное с сахаром» должно быть «на расстоянии» от «сгущенки», пломбир по ГОСТ 31457-2012 не должен находиться в одном морозильнике с мороженным, в составе которого есть заменитель молочного жира и т.д.

Если потребитель в торговой сети обнаружил подобные нарушения законодательства, он может обратиться на горячую линию «Общественного контроля» по телефону (812) 324-25-80.         

Мы в социальных сетях

Яндекс.Метрика