ЗАКОНУ «О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ» ИСПОЛНИЛОСЬ 30 ЛЕТ!

7 февраля 1992 г. Борис Ельцин подписал закон РФ «О защите прав потребителей». Сегодня принято ругать первого Президента РФ, но давайте вспомним и те положительные моменты, которые во многом изменили жизнь простых граждан. И закон «О защите прав потребителей» - как раз был один из тех важных шагов, которые были сделаны для создания в нашей стране механизма защиты прав людей. 

Благодаря этому закону, который сегодня реально работает, каждый, кому продали в магазине бракованный товар, может не только его вернуть обратно, но и получить компенсацию в случае, если продавец в установленном законом порядке не урегулирует спор с покупателем и продолжит в отношении его  совершать недобросовестные действия. Если  путем переговоров добиться справедливости не удастся, покупатель вправе воспользоваться механизмом судебной защиты, которая, практически, всегда при наличии оснований встает на сторону пострадавшего гражданина. Причем, при подаче такого иска потребитель освобожден от госпошлины, а в случае победы в суде в качестве награды получает в свою пользу штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом, который платит ответчик за отказ в добровольном порядке урегулировать спор с потребителем. Также с помощью механизма судебной защиты потребитель вправе взыскать с недобросовестного предпринимателя неустойку за каждый день просрочки выполнения некоторых условий договора или заявленных требований, например, в случае срыва сроков доставки товара или возврата его стоимости.    

Благодаря действию этого по настоящему «народного» закона, защищающего интересы простых граждан, за тридцать лет российский потребительский рынок стал намного цивилизованнее, а предприниматели более лояльными к правам потребителя, из-за развития конкуренции и правовой грамотности всех участников рынка заметно выросло и качество обслуживания.

По сути, наши супермаркеты мало чем отличаются от европейских, а может, и в некоторых случаях даже их превосходят, например, по оснащенности бесконтактными системами оплаты и количеством касс самообслуживания.

Постоянное развитие рынка услуг, стремительное внедрение цифровых технологий заставляет наших законодателей постоянно адаптировать закон «О защите прав потребителей», вносить в него актуальные изменения, добиваясь повышения защищенности потребителей в быстро меняющемся мире. Однако количество жалоб потребителей на качество товаров и услуг меньше не становится, наоборот, каждый год оно стабильно растет. И этот факт говорит о том, что защита прав потребителей не может быть обеспечена только одним этим законом.

Необходимы и другие усилия государства, которые бы укрепляли права граждан. А этого сегодня как раз и не происходит. Именно поэтому мы сегодня наблюдаем рост выпуска фальсифицированной продукции, отсутствие реакции государства на многочисленные нарушения в сфере торговли, продажу товаров с истекшим сроком годности, без маркировки, без ценников, обман с ценами (на прилавке – одна, на кассе – другая), нарушение правил бытового и иных видов обслуживания, не выдерживающие критики качество услуг ЖКХ, не возврат стоимости предоплаченных товаров  и услуг, нарушения в сфере финансовых и медицинских услуг. Да только недавних семь смертей от лечения барием в одной из государственных медицинских клиник чего стоит!

Одной из главных причин ежегодного роста жалоб граждан является резкое сокращение надзорных функций государства в сфере потребительского рынка, что значительно ослабило права потребителей в последние годы. Ежегодно продлеваемый мараторий на проверки предприятий малого бизнеса, многократное снижение количества внеплановых проверок, ущемление возможностей граждан обращаться с жалобами в надзорные органы, блокирование гражданских инициатив, направленных на развитие институтов общественного контроля делает граждан более уязвимыми, снижает степень их правовой защищенности. Все эти меры, увеличивающие риски потребителей, бьют, в первую очередь, по социально незащищенным категориям граждан, маломобильным группам населения, которые сегодня, практически, лишены государственной поддержки и правовой защиты. У этой категории, не имеющей ни смартфонов, ни интернета, ни здоровья с 1 января 2021 г. отняли даже книгу отзывов и предложений, которая долгие десятилетия была отличным средством коммуникации между потребителем и магазином. Как теперь им достучаться до нерадивого продавца, когда даже органы власти сегодня принимают все обращения только в электронном виде?

Как видим, проблем у потребителей остается не мало. Но решать все-таки их сегодня можно, в т.ч. и благодаря закону «О защите прав потребителей», принятому ровно 30 лет назад. А чтобы наши права не становились менее защищенными, надо о них не только всегда самим помнить, но и почаще напоминать нерадивым продавцам и погрязшим порой в равнодушии чиновникам, в обязанность которых как раз и входит защита нашего здоровья и благополучия.     

 

Всеволод Вишневецкий,

председатель СПБ ООП «Общественный контроль»

Мы в социальных сетях

Независимая экспертиза в СПБ
Яндекс.Метрика