Защита прав автовладельцев в Санкт-Петербурге

В данной статье мы рассмотрим ряд ситуаций являющихся типовыми, стандартными, т.е. теми с которыми мы чаще всего сталкиваемся при покупке автомобиля и в период его использования.

В наше время ключевым фактором в обществе, двигателем развития и принципом жизни становится скорость - скорость мысли, быстрота принятия правильных решений, способность реагировать на ситуацию здесь и сейчас и устранять возникшие проблемы и препятствия в максимально короткие сроки, всё это залог успеха в современном обществе. В связи с этой зародившейся тенденцией автомобиль стал не столько предметом роскоши сколько необходимостью и нормой. Не смотря на то, что не каждый в своей жизни решается на данное приобретение, задумываются о покупке автомобиля в жизни все. Решение тщательно взвешивается как на предмет необходимости так и на момент финансовой подкреплённости и в итоге Вы решились. После долгих приготовлений и тщательного выбора, ведь это серьёзный вопрос и, тратя отнюдь не маленькие деньги, вы рассчитываете получить именно то, что хотите, Вы заключили договор.

Ситуация №1: Вы заключили договор купли-продажи подержанного автомобиля.

Данный вопрос регламентируется как законом о защите прав потребителей так и положениями Постановления правительства № 55 от 19.01.1998 “ Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации”(часть 18) регулирующим вопросы продажи непродовольственных товаров бывших в употреблении.

Вам передали долгожданный автомобиль. Пусть не новый, но для Вас он уже стал родным. Вы пользуетесь своим приобретением и начинаете замечать проблемы в работе. Списывая недочёты на возраст машины, Вы продолжаете использовать Ваше транспортное средство, но терпению приходит конец и как ответственный владелец Вы хотите узнать что случилось с Вашим автомобилем. В итоге, обратившись на станцию обслуживания Вам показывают перечень неисправностей на несколько листов, а ещё вы узнаете, что автомобиль был в ДТП.

* обратите внимание, что в данном разделе речь пойдёт именно о ситуации покупки подержанного автомобиля, в котором оказались недостатки, не заявленные ранее продавцом, если Ваш автомобиль сломался в период эксплуатации, то Вам нужна Ситуация № 3

Вас ждёт счёт на круглую сумму, расстроенные нервы и длительный ремонт. Что же делать?

Разберём ситуацию с самого её начала.

На момент покупки Вам должна быть предоставлена полная информация о товаре, не только о его технических характеристиках, но и самое важное в нашем случае информация о том устранялись ли в нём недостатки и какие, а в случае наличия недостатков на момент приобретения то и о них, при чём в письменной форме!

* ст. 11 Постановления Правительства № 55 от 19.01.1998

Если продавцом, вопреки закону нарушены данные обязательства, то Вы вправе не только потребовать ремонта, замены, обмена автомобиля с соразмерным изменением цены, снижения стоимости но и отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченных за товар денежных средств, а также компенсации понесённых Вами убытков!

Далее определим порядок Ваших действий для реализации этого права.

Важным моментом в нашем случае является бремя доказывания периода возникновения недостатков.

Вместе с автомобилем покупателю должна быть передана вся документация, в том числе документы предоставляющие право гарантийного обслуживания если такие есть.

В случае наличия гарантии на товар, предоставленной продавцом, доказать, что недостатки возникли по вине потребителя должен именно продавец!

В случае отсутствия гарантии на товар бремя доказывания лежит именно на Вас. Вам следует обратиться в экспертное учреждение, для проведения экспертизы, которая зафиксирует наличие недостатков и определит период их возникновения. Далее при наличии экспертизы указывающей на то, что недостатки возникли до передачи вам автомобиля, Вы предъявляете письменное требование продавцу, включая требование о возврате денежных средств затраченных на проведение экспертизы и иные понесённые вами расходы, связанные с покупкой автомобиля, которое он обязан удовлетворить в 10дневный срок с момента предъявления.

В случае нарушение установленного срока удовлетворения требования о возврате уплаченных вами денежных средств за автомобиль и убытков наступает ответственность в виде неустойки от цены товара, 1% за каждый день просрочки.

Ситуация № 2: Вы заключили договор купли-продажи автомобиля с условием о предварительной оплате.

Вы подобрали нужный вам автомобиль, и решились на покупку, но как говорится сначала деньги потом стулья. Подходит назначенный срок, но автомобиль Вы не получаете. Для этого могут быть совершенно разные причины - не оформлены документы, автомобиль ещё не прошёл таможню, задержка произошла из-за поставщиков и так далее и тому подобное. Продавец старается любыми способами убедить Вас в своей невиновности и обвинить кого угодно, лишь бы снять вину с себя.

В данном случае продавцом нарушены обязательства по передачи товара в установленный срок, и у Вас как у потребителя возникает право на:

- установление новых сроков для передачи товара;

- отказ от исполнения договора купли-продажи и возврат внесённой предоплаты.

За нарушение сроков передачи предварительно оплаченного товара также наступает ответственность в виде неустойки за каждый день просрочки в размере 1 % от внесённой по договору суммы, вплоть до момента передачи автомобиля или возврата денежных средств.

* сумма неустойки не может превышать сумму предварительной оплаты

Кроме того, законом предусмотрена обязанность возместить Вам в полном объёме все понесённые вследствие просрочки продавца убытки. Допустим, для того чтобы расплатиться за машину Вы взяли целевой кредит, но из-за просрочки отказались от товара, сумма необходимая для досрочного погашения является Вашими убытками и подлежит возмещению в полном объёме. Или Вы заключили договор страхования, но фактически не могли пользоваться машиной месяц или вовсе отказались от услуг продавца. В первом случае Вы вправе требовать возместить Вам убытки пропорционально тому времени, которое Вы были лишены возможности пользоваться автомобилем и услугой страхования, во втором Вы вправе отказаться от договора в связи с тем, что отпала возможность наступления страхового случая и потребовать возврата денежных средств за исключением суммы пропорциональной времени действия договора, эта сумма будет Вашими убытками, которые и должен будет вернуть Вам продавец.

Ситуация №3: Вы заключили договор купли-продажи, Вам передали автомобиль, о котором Вы так долго мечтали и всё бы хорошо, но вот беда – поломка на поломке.

Начнём с того, что автомобиль это технически сложный товар и вернуть и обменять его нельзя без предусмотренных законом оснований.

Постановление Правительства № 924 от 10.11.2011

Если Ваш автомобиль сломался (вы обнаружили в нём недостаток, любое отклонение от заявленных требований) в течение 15 дней со дня покупки, то вы вправе предъявить следующие требования:

- устранить недостатки;

- обменять автомобиль ;

- заменить Ваш автомобиль на транспортное средство другой марки с соразмерным изменением цены;

- требовать соразмерного уменьшения цены автомобиля;

- отказаться от исполнения договора купли продажи и потребовать возврата уплаченных денежных средств.

Также вы имеете право на полное возмещение убытков, связанных с продажей Вам автомобиля ненадлежащего качества.

Ваше требование подлежит удовлетворению в течение 10 дней с момента его предъявления.

Для того чтобы зафиксировать дату обращения и обозначить сроки исполнения подготовьте письменную претензию в 2 экземплярах, один вручите продавцу, а на другом попросите поставить отметку о вручении. За нарушение установленных сроков с продавца подлежит взысканию неустойка в размере 1 % от цены товара за каждый день просрочки.

Вернёмся к тому моменту, когда вы обнаружили поломку. На данном этапе главным вопросом является наличие гарантии на приобретённый автомобиль.

1. Если гарантия есть, то при Вашем обращении продавец обязан принять автомобиль с недостатками, провести проверку качества (выявить недостатки) и если возникает вопрос о причинах их возникновения, то провести экспертизу, которая определит производственный ли это дефект или недостаток возник вследствие не правильной эксплуатации (т.е. по Вашей вине).

* Обратите внимание, что Вы имеет право присутствовать при обеих процедурах. (п. 5 ст. 18 Закона “О защите прав потребителей”)

2. Если гарантии на товар нет, то обязанность доказать отсутствие Вашей вины в возникновении недостатков лежит на Вас. Вам стоит обратиться в независимую экспертизу установить наличие недостатка, и причины его возникновения.

Если со дня покупки прошло более 15 дней для предъявления требования о замене, обмене, уменьшении стоимости и возврате автомобиля необходимо наличие в автоомбиле существенного недостатка.

Определение существенного недостатка дано в преамбуле закона о защите прав потребителей: существенный недостаток товара - неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки.
Разберём подробнее данное определение.

Неустранимость. Здесь всё довольно просто, встречаются случаи, когда выявленные недостатки не подлежат устранению и в диагностическом заключении специалистов красуется фраза *неремонтопригоден*. Смело заявляйте требования продавцу.

Несоразмерные расходы. Если устранение недостатка требует затрат приближенных к стоимости автомобиля или превышают её, то такие затраты признаются несоразмерными. Говорить о конкретном процентном соотношении суммы позволяющей считать затраты несоразмерными довольно сложно, при разрешение спора в судебном порядке, данный вопрос остаётся исключительно на усмотрение суда.

Несоразмерные затраты времени. В соответствие с законом требования потребителя об устранении недостатков должны быть удовлетворены в минимально необходимые сроки, если такие сроки установлены в письменном виде, то они не могут превышать 45 дней. Именно нарушение данных сроков и представляет собой несоразмерные затраты времени.

Неоднократное выявление и проявление вновь после устранения.

Данный пункт включает в себя не только одни и те же недостатки, повторно выявляющиеся (как правило более 2 раз) после их устранения, но и ситуации когда в автомобиле возникают разные недостатки препятствующие его эксплуатации. Если автомобиль ломается уже в 9 раз, а продавец упорно предлагает Вам его ремонт, то не спешите соглашаться, в автомобиле скорее всего есть существенный недостаток.

Также, законодательство предусматривает ещё одно основание для возврата Вами автомобиля. Нахождение Вашего транспортного средства на гарантийном ремонте более 30 дней в каждом гарантийном году, вследствие неоднократного устранения в нём недостатков. Обратите внимание, что речь идёт именно о гарантийном ремонте и о гарантийном годе.

Убытки

Данный раздел нельзя выделить как самостоятельную ситуацию, так как он вытекает из уже предусмотренных и описанных нами случаев, однако на наш взгляд он является довольно важным и мы уделим этому вопросу должное внимание.

Итак, Ваши права нарушены и Вы столкнулись с убытками. Что же это такое?

Гражданское законодательство Российской федерации подразумевает под убытками затраты понесённые лицом для восстановления нарушенного права.

Допустим, для того чтобы расплатиться за машину Вы взяли целевой кредит, но из-за просрочки или недостатка (или существенного недостатка) отказались от товара, сумма необходимая для досрочного погашения является Вашими убытками и подлежит возмещению в полном объёме. Или Вы заключили договор страхования, но фактически из-за нарушения сроков передачи автомобиля не могли пользоваться машиной длительное время или вовсе отказались от услуг продавца. В первом случае Вы вправе требовать возместить Вам убытки пропорционально тому времени, которое Вы были лишены возможности пользоваться автомобилем и услугой страхования, во втором Вы вправе отказаться от договора страхования в связи с тем, что отпала возможность наступления страхового случая и потребовать возврата денежных средств за исключением суммы пропорциональной времени действия договора, эта сумма будет Вашими убытками, которые и должен будет вернуть Вам продавец.

 Если Ваши права нарушены, продавец не намерен идти на уступки, не признаёт своей вины и ответственности, то Вы вправе обратиться в суд за защитой ваших прав и законных интересов. Согласно ст. 17 Закона “О защите прав потребителей” защита прав потребителей осуществляется именно судом. Не бойтесь отстаивать свои права всеми доступными, законными средствами. Именно те многочисленные случаи, когда гражданин оставляет факт нарушения его прав без внимания и проглатывает обиду, влечёт за собой правовой нигилизм и чувство безнаказанности нарушителя.

Мы в социальных сетях